Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

айвазовский иван константинович

Энциклопедический словарь

Айвазо́вский Иван Константинович (1817-1900), российский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Чёрное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морского сражения.

* * *

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - АЙВАЗО́ВСКИЙ Иван Константинович [17(29) июля 1817, Феодосия - 2 (14) апреля 1900, там же], русский живописец-маринист. В романтических полотнах («Девятый вал», 1850; «Черное море», 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.

Выходец из семьи армянского купца, на всю жизнь сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева (см. ВОРОБЬЕВ Максим Никифорович). С 1845 обосновался в Феодосии. Много путешествовал по России и странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки.

Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена (см. ЛОРРЕН Клод), о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина (см. ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич). Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, Третьяковская галерея).

Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода - картина «Девятый вал» (1850, Русский музей). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства.

Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам. Однако в лучших картинах - таких, как «Черное море» (1881, Третьяковская галерея), - проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды.

Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечатлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е годы). Не раз он обращался к библейским сюжетам сотворения мира и потопа, к евангельским и античным мотивам - как и у Дж. Тернера, изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, «космических» пейзажей. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А. С. Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта - «Пушкин на берегу моря» (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).

Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).

Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А.И. Куинджи (см. КУИНДЖИ Архип Иванович), К.Ф. Богаевский (см. БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович) ). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.

Большой энциклопедический словарь

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817-1900) - русский живописец-маринист. В романтических полотнах ("Девятый вал", 1850; "Черное море", 1881) изображал море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения.* * *АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович АЙВАН - эйван (перс.), иван, ливан, 1) в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. - терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.

2) Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора (приемные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, в мечетях и дворцах средневековой Ср. Азии, Ирана, Афганистана и др.).

Энциклопедия Кольера

Гайвазовский (1817-1900) русский живописец, маринист. Учился в петербургской Академии художеств (1833-1837) у М. Н. Воробьёва, брал уроки живописи у работавшего в России французского мастера марины Ф. Таннера (1835). Как пенсионер Академии работал в Крыму (1838-1840, в 1839 участвовал в высадке морского десанта на Черном море), Италии (1840-1844), посетил Францию и Англию. С 1845 жил в основном в Феодосии, где руководил художественной мастерской и основал картинную галерею (1880). В 1844 был назначен живописцем Главного морского штаба. Картинам Айвазовского, чаще всего изображающим море, борющиеся с волнами корабли, присущи эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и романтическому пафосу ("Девятый вал", 1850, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Многие его произведения посвящены баталиям, прославившим российский флот ("Чесменский бой", 1948, Феодосийская государственная картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия). За свою жизнь художник создал более 6 тысяч полотен; в лучших работах позднего периода, сдержанных по цвету, но сохраняющих эмоциональную напряжённость, величие и мощь морской стихии воссоздаются при помощи тонких градаций света и тени ("Чёрное море", 1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Литература:

Барсамов Н.С., И.К. Айвазовский, М., 1967. Пилипенко В.Н., И.К. Айвазовский, Л., 1983. Хачатрян Ш.Г. И.К. Айвазовский. Живопись, М., 1997.

Полезные сервисы